Сергиево­-Посадский рынок услуг ЖКХ находится на пороге новой эры. Всё говорит о том, что многообразие форм управления жилым фондом постепенно сойдёт на нет. В районе появляется потенциально сверхкрупная управляющая компания на базе МБУ «Благоустройство», которая планирует обслуживать сотни многоквартирных домов.

Глубинная суть перемен

Правительство Московской области устало разруливать «четырёхсторонние» конфликты между управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, собственниками жилья и муниципальными властями и решило несколько упорядочить эти отношения.

Обжёгшись на работе с унитарными предприятиями и обществами с ограниченной ответственностью, в простонародье МУПами и ООО, районам и округам настоятельно порекомендовали создавать управляющие компании на базе бюджетных учреждений или МБУ.

Связано это с правовым статусом организаций. Если МУП и ООО можно под тем или иным предлогом банкротить и переучреждать, не неся за это никакой ответственности, то за долги МБУ, некоммерческой по сути своей организации, прямую ответственность несёт муниципальный бюджет. Таким образом, региональные власти защищают интересы поставщиков ресурсов от недобросовестных бизнес­схем.

Что даёт нам?

С «Газпромом», «Мосэнергосбытом» и «Водоканалом» всё понятно — их оберегают от банального воровства. Но выиграть от перехода в МБУ могут не только они. Так считает начальник управления коммунальной инфраструктуры администрации Сергиево-­Посадского района Александр Афанасьев. По мнению собеседника редакции, управляющая компания в новой конфигурации лучше защищает население от саботажа. Дело в том, что администрация не может приказать сторонней управляющей компании починить крыльцо или залатать крышу. 131­-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», который чётко перечисляет полномочия муниципальных властей, не велит так делать. ООО «Северянка» или «Мособлэксплуатация» могут, конечно, в знак особого уважения к чиновникам отложить текущие дела и прислать бригаду ремонтников на объект вне очереди и в порядке исключения. Но имеют полное юридическое право этого не делать.

С МБУ всё проще. Есть директор, которого можно вызвать на ковёр и даже уволить за недостаточную чуткость к потребностям населения многоквартирных домов. И бесконечное «отфутболивание» челобитника с его жалобами тоже будет иметь пределы. Раньше на открытых совещаниях по теме ЖКХ как было? Поступает претензия из зала — а ему говорят: «пишите в УК, Госжилинспекцию, прокуратуру, на портал «Добродел» и так далее». С управляющей компанией в форме МБУ конечное звено определено. И меры воздействия на него тоже.

Впрочем, и административный контроль отнюдь не панацея. Как мы убедились на практике, претензии к качеству уборки территории от снега со стороны МБУ «Благоустройство» и МБУ «Дорожник» у нас всё-таки возникают примерно в том же количестве, что и к предприятиям с другой формой собственности.

Реформы для вооружённого глаза

Работать с жилым фондом коммунальная организация будет в классическом формате с классическими формами отчётности. Нормы Жилищного кодекса для подмосковных МБУ никто не отменял. Переход под «флаги» новой конторы тоже будет проходить легитимно — на собраниях собственников многоквартирных домов. Администрация планирует «завербовать» сотни таких домов. Речь не только о предаварийном жилом фонде с большим процентом износа и низкой собираемостью платы за услуги ЖКХ, но и о постройках, которые не стремятся рухнуть на головы проживающим в них людям. Основное изменение, которое мы сможем ощутить, находится внутри — это защищённость наших коммунальных прав. В чём мы можем быть уверены на 100 % — это в том, что если директор МБУ и найдёт способ вывести на Кипр собранный с нас за услуги ЖКХ миллион­-другой, то отвечать за его проделки есть кому — муниципалитет никуда не денется. И он крайне заинтересован, чтобы ничего подобного не случилось. Точно так же, как заинтересован сводить платёжный баланс МБУ в «ноль» или хотя бы небольшой минус — покрывать огромные дыры из бюджета — очень непопулярная мера, которая приведёт к росту политических спекуляций.

Вывод

К мгновенной смерти ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний в форме ООО появление могущественного МБУ не приведёт. Переход многоквартирных домов под управление бюджетными учреждениями в других районах сталкивается с сопротивлением со стороны теряющих рынок организаций, которые публикуют на компромат­-ресурсах разгромные статьи. Нечто подобное с высокой долей вероятности будет наблюдаться и в нашем районе. Вместе с тем, ясно одно — сфера ЖКХ была и остаётся одной из самых коррумпированных и критикуемых в отечественной экономике, и её постановка на рыночные рельсы сопровождалась огромным количеством уголовных дел, злоупотреблений и недостатков. Остановить падение качества услуг, по словам главы района Михаила Токарева, сказанным в ходе недавнего отчёта, удалось только в последний год. И то не везде. А значит, реформа, причём не либерального, а консервативного характера, напрашивалась давно.

Источник: Газета Вперед

Сергей Рунько

Фото Сергея Семенькова